Фотограф №1, которая в один момент просто пропала.
Первый раз в жизни я взял интервью. Сегодня для вас, пронизанный чистотой и ясностью, прекрасный текст о жизни и творчестве.
Знакомьтесь, наша лучистая героиня.
Лена, пара банальных вопросов, от которых любого фотографа тошнит, но вот тут для полноты картины - все же нужно спросить - с чего началось увлечение фотографией?
От представителей творческих профессий часто можно услышать, что они нашли своё призвание ещё в детстве. С фотографией у меня такого не было. Я всё детство графоманствовала: бесконечно сочиняла детективные и приключенческие романы (именно романы! В толстых общих тетрадях), выпускала какие-то в меру шизоидные журналы с очень странными иллюстрациями. Это продолжалось и в подростковом возрасте, только тогда я уже больше стала увлекаться непосредственно рисованием. И потом, уже в относительном взрослом возрасте, когда я работала в офисе веб-дизайнером, у меня начала развиваться тоска по творчеству. Бесконечное проектирование сайтов и иконок меня совершенно не вдохновляло, и хотелось чего-то большего. Но если в детстве ты не сильно думаешь о том, «зачем я это делаю и кому это нужно», то после 20 лет уже сложно не задумываться о таких вещах. Я решила, что нужно искать творческую профессию, более-менее востребованную на рынке (рисование мне не казалось тогда перспективной сферой).
Ещё мне хотелось сбежать из офиса и не быть привязанной к жёсткому рабочему графику. Мне хотелось знакомиться с новыми людьми и путешествовать. И при этом иметь возможность заниматься именно чем-то визуальным. Мне показалось, что фотография – это отличная профессия, которая может мне всё это дать.
Я отчетливо помню 2008-2011 года, и в это время твое имя ассоциировалось с самыми яркими (не боюсь этого слова) съемками, не могу припомнить ни одного фотографа такого же уровня на тот период. Слово фешн тогда еще вызывало улыбку, но не твои работы, они и сейчас хороши. С чего начался твой отход от фотографии?
Он начался со скуки. Смертельной скуки и чувства, что я занимаюсь какой-то фигнёй. Я уже к тому времени достигла успеха (по нашим белорусским меркам) – меня знали на рынке, я была завалена работой по самые уши. Казалось бы, радуйся себе и живи без забот! Но меня не покидало ощущение, что это не моя жизнь, что я вообще ко всему этому не должна иметь никакого отношения.
У меня началась переоценка ценностей. Погрузившись в депрессию, я стала размышлять о том, что индустрия, в которой я работаю (сфера моды), - ничего хорошего и светлого в мир не несёт, а только способствует избыточному потреблению и раздувает у людей комплексы неполноценности. Женщины листают все эти глянцевые журналы, сравнивают себя с отфотошопленными, модно одетыми и накрашенными красотками и впадают в уныние. Начинают садиться на диеты, что-то там себе наращивают, что-то подтягивают. Следят за всеми этими модными трендами, кучу денег тратят на шмотки, лишь бы выглядеть стильно. Господи! Это действительно печально… Сколько человеческой энергии уходит в никуда.
В общем, мне стало очень плохо. Я начала терять всякое уважение к самой себе. Изначально я ведь шла в фэшн-фотографию, одержимая идеалистическими порывами: мне хотелось снимать волшебные миры, создавать сказку, делать странные образы. Я, собственно, с этого и начинала: тогда в Беларуси не было никаких модных журналов, стилистов и прочих элементов модной индустрии. Был абсолютный вакуум. Никто не говорил тебе, что и как снимать. И это очень хорошо для творчества. Но не для заработка. Постепенно, чтобы как-то выжить, мне пришлось адаптироваться под вкусы и требования клиентов. Я научилась снимать коммерцию – то, что действительно востребовано в этой индустрии. И когда коммерция поглотила меня окончательно, я начала ненавидеть свою работу.
Чтобы как-то противостоять «глянцевой рутине», я начала экспериментировать со стилем и делать много съёмок «в стол», не для клиентов. Я снимала через чулок, мазала фильтр для объектива вазелином, купила себе полароид. Мне всё хотелось добиться какой-то живописности в работах. Но даже сменив стиль, я ни к чему так и не пришла. Я по-прежнему была несчастна. Перспектива всю оставшуюся жизнь фотографировать красивых девушек меня вводила в бескрайнюю депрессию.
Мне хотелось делать что-то более интересное, творческое. Я снова вспомнила о рисовании, которое когда-то забросила. О писательстве. Я вдруг поняла, что от себя не убежишь. То, чем я горела в детстве, по-прежнему жило в моей душе и хотело вырваться на свободу.
Бывали ли у тебя творческие кризисы? Как ты из них выходила?
Конечно, бывали, и не раз! И будут, куда ж без них. Кризис – это хорошо. Это значит, что ты растёшь. Прежние схемы тебе уже не нравятся, душа требует чего-то нового, но пока не знает, чего. Обычно нужно просто переждать. Дать себе полениться. Забыть о работе. Переключиться на что-то другое. Навдохновляться (природой, путешествиями, чужими работами, общением – тут список бесконечный). И он сам пройдёт. Это лишь одна из естественных и неизбежных фаз всякого творческого процесса.
Что не нравилось в работе фотографа?
В работе фотографа масса как положительных, так и отрицательных моментов. Самое забавное, что часто одно и то же явление может вызывать как радость, так и раздражение. Например, возьмём дедлайны. С одной стороны, это хорошо – держит тебя в тонусе, не даёт превратиться в «кашку». Людям, создающим и продающим готовые продукты (например, художникам, ремесленникам), а не работающим на клиента, нужно обладать огромной самодисциплиной, чтобы не скатиться в ничего-не-делание. Мало кто может таким навыком похвастаться. С другой стороны, дедлайны могут свести с ума и привести к эмоциональному выгоранию. Когда у фотографа скапливается тридцать съёмок, которые надо отретушировать к определённому числу, - это огромный стресс.
Или взять, к примеру, общение. Постоянные новые знакомства – это чудесно, но тоже до поры до времени. Ведь не всегда на твоём пути попадаются исключительно замечательные и приятные люди. Иногда хочется отдохнуть от людей, а ты не можешь, потому что надо работать.
Но самый негативный момент в профессии фотографа – это рутина. Первые 2-3 года, когда ты учишься снимать, - это чистый кайф. Кайф, потому что ты осваиваешь новые техники и приёмчики, развиваешься, узнаёшь кучу новой информации. Но с каждым днём тебе становится всё труднее и труднее учиться чему-то новому, потому что тебя заваливает по уши работой – довольно однотипной и предсказуемой. Очень сложно вырваться из этого круга. Да и сам характер работы фэшн-фотографа предполагает очень узкие визуальные рамки. Это же фэшн-фотография, значит, там должна быть одежда, модель. А если я хочу снять лошадь, которая пьёт чай? Или красивый пейзаж, на фоне которого слон стоит в тапочках? И никаких девушек! Это уже другая сфера фотографии, креативная реклама, где нужно подключать к работе ретушёров, 3D-художников и т.д. А если я хочу создать вообще выдуманный мир, где обитают доселе неведомые существа? Такое проще нарисовать, потому что в рисовании нет никаких ограничений. Но это требует огромных навыков.
В общем, это такой парадокс: нас привлекают профессии, которые проще освоить и в которых легче заработать, но со временем мы попадаем в ловушку. Получать подлинное удовольствие от своей деятельности можно только тогда, когда эта самая деятельность довольно сложная и требует постоянного саморазвития.
Ты снимала только фешн/бьюти или бывали и свадьбы?
Я снимала свадьбы в самом начале фотокарьеры, около полугода. Но параллельно я делала много модельных и фэшн-съёмок просто для своего портфолио, и однажды оно выстрелило, и понеслось! Мне очень повезло, тогда на рынке практически никто не занимался только фэшн-съёмками, а я рискнула и начала себя позиционировать только как фэшн-фотографа. Это сработало и я смогла отказаться от свадебных съёмок очень быстро.
Многие забыли, но в твое время не было ни частотного разложения ни d&b, ни camera calibration, ни других модных слов - и это не мешало делать интересно. Что ты считала и считаешь главным в работе фотографа - от чего зависит результат?
Главным в работе фотографа я считаю чувство вкуса и хороший характер. Потому что каким бы ты гениальным и талантливым не был, если ты хамишь людям и портишь им настроение, это обязательно отразится на результате съёмок и на твоей карьере в целом. Это коммуникативная профессия, поэтому залог успеха – умение работать в команде, создавать позитивную атмосферу на съёмках, думать не только о своих интересах.
Не скучаешь? Не обидно? Ведь ты была(и все же есть) фотографом топ уровня - и раз - ты ушла.
Я скучаю по командной работе, и всё, пожалуй. Мне нравилось вместе с другими людьми делать что-то общее – это безумно заряжает энергией! Мне нравилось знакомиться и общаться с новыми людьми. Моя нынешняя профессия (иллюстратора) в этом плане полная противоположность – она очень затворническая.
Но сложно себе представить художника, писателя или композитора, создающих свои произведения в шумной весёлой компании. Многие творческие профессии требуют уединённости, так что нужно учиться с этим мириться. Фотографы тоже знакомы с этой ситуацией – когда нужно несколько дней сидеть над одной съёмкой и заниматься ретушью.
Чем сейчас занимаешься? В чем плюсы твоей новой работы относительно фото?
Я сейчас занимаюсь иллюстрацией. Что-то я рисую для заработка (обычно это довольно простые картинки, которые я потом продаю в виде принтов, открыток и также отправляю их на стоки (где покупатели чего с ними только не делают – печатают на одежде, подушках, посуде и т.д). Но также большую часть времени я посвящаю личным проектам. У меня в планах дописать и проиллюстрировать свою книгу, про вымышленный мир. Пока что эта книга в процессе создания, но я верю, что однажды её доделаю!
Кроме того, мне очень интересна живопись, и, думаю, однажды я возьмусь и за это направление.
А вообще плюсы рисования очевидны. Это очень разнообразная деятельность, в ней точно не приходится скучать. На основе иллюстраций можно создавать кучу других вещей – одежду с принтами, подушки, блокноты, посуду и т.д. Можно иллюстрировать книги. Можно разукрашивать стены на заказ. Сфер применения таких картинок бесчисленное множество, и это очень вдохновляет. Ну и вообще, это же так здорово - создавать добрые иллюстрации и книги, поднимающие людям настроение и вселяющие в них заряд позитива!
А самый главный и несомненный плюс – это творческая свобода. Фотография ограничена рамками объективной реальности. В рисовании же ты можешь воплотить все свои самые смелые фантазии. Это потрясающе!
Наблюдаешь ли ты за рынком фотографии в Минске/Беларуси, как его оцениваешь?
Я недавно как раз заинтересовалась этим вопросом и была поражена, какое огромное количество людей сейчас в Беларуси стало заниматься фэшн-съёмками. Я вижу, что рынок начал развиваться, появились модные журналы, у наших дизайнеров одежды наконец-то дела начали двигаться в гору. Это хорошо, значит, не всё так безнадёжно в нашем болотце. Главное, чтобы этой огромной армии подрастающих фэшн-фотографов, было где работать. Потому что, насколько мне известно, всё равно по-прежнему у нас мало модельных агентств и бОльшая часть коммерчески успешных марок сосредоточена в Бресте. Т.е. минскому фэшн-фотографу сейчас заработать гораздо сложнее, чем мне когда-то. Огромная конкуренция при фактически том же количестве клиентуры. Хотя, может, всё не так печально. Честно говоря, сейчас я не очень ориентируюсь в этих вопросах, они далеки от меня.
Не было мыслей вернуться?
Жизнь – штука непредсказуемая, поэтому загадывать я боюсь. Мало ли, вдруг однажды я проснусь в холодном поту и пойму, что без съёмок накрашенных красоток мне жизнь не мила. Если честно, я всё же надеюсь на хороший исход. Я надеюсь, что мне удастся укорениться в своей новой профессии, которой я пока только учусь. Однажды у меня такое «прокатило» с фотографией – так почему не «прокатит» и с рисованием? =) Нужно быть оптимистом, и всё получится!
-//-
Я не правил ни одного слова, не сделал ни одного уточнения или исправления. Каждая буква близка мне по духу, честно - я в восторге!
Как вам?
- я в интернете
Journal information