letohin (letohin) wrote,
letohin
letohin

Categories:

Лена Ерышева. Что случилось?

Хотя многие для начала зададутся вопросом : "А кто это?". Лена - это самое приятное воспоминание о фотографии на закате нулевых.
Фотограф №1, которая в один момент просто пропала.

Первый раз в жизни я взял интервью. Сегодня для вас, пронизанный чистотой и ясностью, прекрасный текст о жизни и творчестве.





Знакомьтесь, наша лучистая героиня.





Лена, пара банальных вопросов, от которых любого фотографа тошнит, но вот тут для полноты картины - все же нужно спросить - с чего началось увлечение фотографией?

От представителей творческих профессий часто можно услышать, что они нашли своё призвание ещё в детстве. С фотографией у меня такого не было. Я всё детство графоманствовала: бесконечно сочиняла детективные и приключенческие романы (именно романы! В толстых общих тетрадях), выпускала какие-то в меру шизоидные журналы с очень странными иллюстрациями. Это продолжалось и в подростковом возрасте, только тогда я уже больше стала увлекаться непосредственно рисованием. И потом, уже в относительном взрослом возрасте, когда я работала в офисе веб-дизайнером, у меня начала развиваться тоска по творчеству. Бесконечное проектирование сайтов и иконок меня совершенно не вдохновляло, и хотелось чего-то большего. Но если в детстве ты не сильно думаешь о том, «зачем я это делаю и кому это нужно», то после 20 лет уже сложно не задумываться о таких вещах. Я решила, что нужно искать творческую профессию, более-менее востребованную на рынке (рисование мне не казалось тогда перспективной сферой).

Ещё мне хотелось сбежать из офиса и не быть привязанной к жёсткому рабочему графику. Мне хотелось знакомиться с новыми людьми и путешествовать. И при этом иметь возможность заниматься именно чем-то визуальным. Мне показалось, что фотография – это отличная профессия, которая может мне всё это дать.






Я отчетливо помню 2008-2011 года, и в это время твое имя ассоциировалось с самыми яркими (не боюсь этого слова) съемками, не могу припомнить ни одного фотографа такого же уровня на тот период. Слово фешн тогда еще вызывало улыбку, но не твои работы, они и сейчас хороши. С чего начался твой отход от фотографии?

Он начался со скуки. Смертельной скуки и чувства, что я занимаюсь какой-то фигнёй. Я уже к тому времени достигла успеха (по нашим белорусским меркам) – меня знали на рынке, я была завалена работой по самые уши. Казалось бы, радуйся себе и живи без забот! Но меня не покидало ощущение, что это не моя жизнь, что я вообще ко всему этому не должна иметь никакого отношения.

У меня началась переоценка ценностей. Погрузившись в депрессию, я стала размышлять о том, что индустрия, в которой я работаю (сфера моды), - ничего хорошего и светлого в мир не несёт, а только способствует избыточному потреблению и раздувает у людей комплексы неполноценности. Женщины листают все эти глянцевые журналы, сравнивают себя с отфотошопленными, модно одетыми и накрашенными красотками и впадают в уныние. Начинают садиться на диеты, что-то там себе наращивают, что-то подтягивают. Следят за всеми этими модными трендами, кучу денег тратят на шмотки, лишь бы выглядеть стильно. Господи! Это действительно печально… Сколько человеческой энергии уходит в никуда.

В общем, мне стало очень плохо. Я начала терять всякое уважение к самой себе. Изначально я ведь шла в фэшн-фотографию, одержимая идеалистическими порывами: мне хотелось снимать волшебные миры, создавать сказку, делать странные образы. Я, собственно, с этого и начинала: тогда в Беларуси не было никаких модных журналов, стилистов и прочих элементов модной индустрии. Был абсолютный вакуум. Никто не говорил тебе, что и как снимать. И это очень хорошо для творчества. Но не для заработка. Постепенно, чтобы как-то выжить, мне пришлось адаптироваться под вкусы и требования клиентов. Я научилась снимать коммерцию – то, что действительно востребовано в этой индустрии. И когда коммерция поглотила меня окончательно, я начала ненавидеть свою работу.

Чтобы как-то противостоять «глянцевой рутине», я начала экспериментировать со стилем и делать много съёмок «в стол», не для клиентов. Я снимала через чулок, мазала фильтр для объектива вазелином, купила себе полароид. Мне всё хотелось добиться какой-то живописности в работах. Но даже сменив стиль, я ни к чему так и не пришла. Я по-прежнему была несчастна. Перспектива всю оставшуюся жизнь фотографировать красивых девушек меня вводила в бескрайнюю депрессию.

Мне хотелось делать что-то более интересное, творческое. Я снова вспомнила о рисовании, которое когда-то забросила. О писательстве. Я вдруг поняла, что от себя не убежишь. То, чем я горела в детстве, по-прежнему жило в моей душе и хотело вырваться на свободу.




Бывали ли у тебя творческие кризисы? Как ты из них выходила?

Конечно, бывали, и не раз! И будут, куда ж без них. Кризис – это хорошо. Это значит, что ты растёшь. Прежние схемы тебе уже не нравятся, душа требует чего-то нового, но пока не знает, чего. Обычно нужно просто переждать. Дать себе полениться. Забыть о работе. Переключиться на что-то другое. Навдохновляться (природой, путешествиями, чужими работами, общением – тут список бесконечный). И он сам пройдёт. Это лишь одна из естественных и неизбежных фаз всякого творческого процесса.




Что не нравилось в работе фотографа?

В работе фотографа масса как положительных, так и отрицательных моментов. Самое забавное, что часто одно и то же явление может вызывать как радость, так и раздражение. Например, возьмём дедлайны. С одной стороны, это хорошо – держит тебя в тонусе, не даёт превратиться в «кашку». Людям, создающим и продающим готовые продукты (например, художникам, ремесленникам), а не работающим на клиента, нужно обладать огромной самодисциплиной, чтобы не скатиться в ничего-не-делание. Мало кто может таким навыком похвастаться. С другой стороны, дедлайны могут свести с ума и привести к эмоциональному выгоранию. Когда у фотографа скапливается тридцать съёмок, которые надо отретушировать к определённому числу, - это огромный стресс.

Или взять, к примеру, общение. Постоянные новые знакомства – это чудесно, но тоже до поры до времени. Ведь не всегда на твоём пути попадаются исключительно замечательные и приятные люди. Иногда хочется отдохнуть от людей, а ты не можешь, потому что надо работать.

Но самый негативный момент в профессии фотографа – это рутина. Первые 2-3 года, когда ты учишься снимать, - это чистый кайф. Кайф, потому что ты осваиваешь новые техники и приёмчики, развиваешься, узнаёшь кучу новой информации. Но с каждым днём тебе становится всё труднее и труднее учиться чему-то новому, потому что тебя заваливает по уши работой – довольно однотипной и предсказуемой. Очень сложно вырваться из этого круга. Да и сам характер работы фэшн-фотографа предполагает очень узкие визуальные рамки. Это же фэшн-фотография, значит, там должна быть одежда, модель. А если я хочу снять лошадь, которая пьёт чай? Или красивый пейзаж, на фоне которого слон стоит в тапочках? И никаких девушек! Это уже другая сфера фотографии, креативная реклама, где нужно подключать к работе ретушёров, 3D-художников и т.д. А если я хочу создать вообще выдуманный мир, где обитают доселе неведомые существа? Такое проще нарисовать, потому что в рисовании нет никаких ограничений. Но это требует огромных навыков.

В общем, это такой парадокс: нас привлекают профессии, которые проще освоить и в которых легче заработать, но со временем мы попадаем в ловушку. Получать подлинное удовольствие от своей деятельности можно только тогда, когда эта самая деятельность довольно сложная и требует постоянного саморазвития.





Ты снимала только фешн/бьюти или бывали и свадьбы?

Я снимала свадьбы в самом начале фотокарьеры, около полугода. Но параллельно я делала много модельных и фэшн-съёмок просто для своего портфолио, и однажды оно выстрелило, и понеслось! Мне очень повезло, тогда на рынке практически никто не занимался только фэшн-съёмками, а я рискнула и начала себя позиционировать только как фэшн-фотографа. Это сработало и я смогла отказаться от свадебных съёмок очень быстро.





Многие забыли, но в твое время не было ни частотного разложения ни d&b, ни camera calibration, ни других модных слов - и это не мешало делать интересно. Что ты считала и считаешь главным в работе фотографа - от чего зависит результат?

Главным в работе фотографа я считаю чувство вкуса и хороший характер. Потому что каким бы ты гениальным и талантливым не был, если ты хамишь людям и портишь им настроение, это обязательно отразится на результате съёмок и на твоей карьере в целом. Это коммуникативная профессия, поэтому залог успеха – умение работать в команде, создавать позитивную атмосферу на съёмках, думать не только о своих интересах.





Не скучаешь? Не обидно? Ведь ты была(и все же есть) фотографом топ уровня - и раз - ты ушла.

Я скучаю по командной работе, и всё, пожалуй. Мне нравилось вместе с другими людьми делать что-то общее – это безумно заряжает энергией! Мне нравилось знакомиться и общаться с новыми людьми. Моя нынешняя профессия (иллюстратора) в этом плане полная противоположность – она очень затворническая.
Но сложно себе представить художника, писателя или композитора, создающих свои произведения в шумной весёлой компании. Многие творческие профессии требуют уединённости, так что нужно учиться с этим мириться. Фотографы тоже знакомы с этой ситуацией – когда нужно несколько дней сидеть над одной съёмкой и заниматься ретушью.





Чем сейчас занимаешься? В чем плюсы твоей новой работы относительно фото?

Я сейчас занимаюсь иллюстрацией. Что-то я рисую для заработка (обычно это довольно простые картинки, которые я потом продаю в виде принтов, открыток и также отправляю их на стоки (где покупатели чего с ними только не делают – печатают на одежде, подушках, посуде и т.д). Но также большую часть времени я посвящаю личным проектам. У меня в планах дописать и проиллюстрировать свою книгу, про вымышленный мир. Пока что эта книга в процессе создания, но я верю, что однажды её доделаю!

Кроме того, мне очень интересна живопись, и, думаю, однажды я возьмусь и за это направление.
А вообще плюсы рисования очевидны. Это очень разнообразная деятельность, в ней точно не приходится скучать. На основе иллюстраций можно создавать кучу других вещей – одежду с принтами, подушки, блокноты, посуду и т.д. Можно иллюстрировать книги. Можно разукрашивать стены на заказ. Сфер применения таких картинок бесчисленное множество, и это очень вдохновляет. Ну и вообще, это же так здорово - создавать добрые иллюстрации и книги, поднимающие людям настроение и вселяющие в них заряд позитива!

А самый главный и несомненный плюс – это творческая свобода. Фотография ограничена рамками объективной реальности. В рисовании же ты можешь воплотить все свои самые смелые фантазии. Это потрясающе!




Наблюдаешь ли ты за рынком фотографии в Минске/Беларуси, как его оцениваешь?

Я недавно как раз заинтересовалась этим вопросом и была поражена, какое огромное количество людей сейчас в Беларуси стало заниматься фэшн-съёмками. Я вижу, что рынок начал развиваться, появились модные журналы, у наших дизайнеров одежды наконец-то дела начали двигаться в гору. Это хорошо, значит, не всё так безнадёжно в нашем болотце. Главное, чтобы этой огромной армии подрастающих фэшн-фотографов, было где работать. Потому что, насколько мне известно, всё равно по-прежнему у нас мало модельных агентств и бОльшая часть коммерчески успешных марок сосредоточена в Бресте. Т.е. минскому фэшн-фотографу сейчас заработать гораздо сложнее, чем мне когда-то. Огромная конкуренция при фактически том же количестве клиентуры. Хотя, может, всё не так печально. Честно говоря, сейчас я не очень ориентируюсь в этих вопросах, они далеки от меня.




Не было мыслей вернуться?

Жизнь – штука непредсказуемая, поэтому загадывать я боюсь. Мало ли, вдруг однажды я проснусь в холодном поту и пойму, что без съёмок накрашенных красоток мне жизнь не мила. Если честно, я всё же надеюсь на хороший исход. Я надеюсь, что мне удастся укорениться в своей новой профессии, которой я пока только учусь. Однажды у меня такое «прокатило» с фотографией – так почему не «прокатит» и с рисованием? =) Нужно быть оптимистом, и всё получится!

-//-
Я не правил ни одного слова, не сделал ни одного уточнения или исправления. Каждая буква близка мне по духу, честно - я в восторге!

Как вам?

- я в интернете

Tags: Гость блога, Кто такой фотограф?, Мнение на тему
Subscribe

Posts from This Journal “Кто такой фотограф?” Tag

  • 34 - это уже не 33!

    Желание у меня только одно, очень жду)

  • Когда дома появилась кошка.

    ⠀ В конце осени желание завести котика особенно остро - это говорю не только я, но и статистика. А если вспомнить, что на дворе 2020, да еще и в…

  • Про приятные моменты. ⠀

    Любому фотографу, кроме того, чтобы заработать денег, хочется оставить след. Хоть какой-нибудь, маленький-маленький, но заметный, чтобы потом, своим…

promo letohin january 24, 10:25 38
Buy for 100 tokens
Серость за окном способствует приятным покупкам - ну а как еще себя порадовать. Решил, что пришло время обновиться - у меня была Canon R, а значит через поколение - самое то, чтобы купить свежую камеру. Поделюсь своими мыслями на тему "почему" и "ну как оно?". 1. Хотелось…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Кто такой фотограф?” Tag

  • 34 - это уже не 33!

    Желание у меня только одно, очень жду)

  • Когда дома появилась кошка.

    ⠀ В конце осени желание завести котика особенно остро - это говорю не только я, но и статистика. А если вспомнить, что на дворе 2020, да еще и в…

  • Про приятные моменты. ⠀

    Любому фотографу, кроме того, чтобы заработать денег, хочется оставить след. Хоть какой-нибудь, маленький-маленький, но заметный, чтобы потом, своим…